Уважаемые читатели! Мы продолжаем публиковать исторические заметки ст. преподавателя кафедры экономики и управления производством С.С. Ерофеева, касающиеся истории развития металлургической промышленности Кузбасского региона. С предыдушим материалом «Начальный этап развития металлургии на территории современной Кемеровской области (конец XVIII—конец XIX века)» Вы можете ознакомиться на сайте студенческого периодического издания "Вестник "Менеджер-Форум" в разделе рубрики "Взгляд назад". Первый этап капиталистического хозяйствования (последняя четверть XIX – начало XX века) На рубеже столетий ситуация в метал-лургии Урала и Западной Сибири (Гурьевский, Николаевский и Новониколаевский заводы) становилась все более и более плачевной. Предприятия, работающие на устаревшем оборудовании и древесном угле не выдерживали конкуренции с развивающейся промышленностью Юга России и иностранными компаниями. Государство сворачивало (особенно после русско-японской войны) всякую хозяйственную деятельность на Урале и Алтае. Развитие промышленности стало возможным лишь на средства частных акционеров, однако сибирские купцы вкладывать капиталы в металлургию не спешили, а попытки создания акционерных обществ с привлечением иностранного капитала, имевшие место в последнее десятилетие XIX века, успехом не увенчались. Причиной этому явилось как полное отсутствие необходимой инфраструктуры, так и необоснованные требования правительства к частным инвесторам. На «сибирском металле» прогорел даже небезызвестный Савва Мамонтов. В результате, в 1908 году был закрыт и Гурьевский завод, не выдержавший конкуренции с потоком импортной стали, хлынувшей по строящемуся Транссибу. Неудача первых шагов по частнопромышленному освоению региона заключалась в их явной преждевременности. Совершенно очевидным является тот факт, что говорить о реальной возможности какой-либо приносящей доход металлургической активности здесь, до завершения строительства Среднесибирского участка Транссибирской магистрали, не приходилось. И при условии технического перевооружения Гурьевского завода необходимы были значительные объемы добычи коксующихся углей, руды, инфраструктура. Ничего этого не было, как и средств на подобное перевооружение. Однако, все эти эти неудачные попытки впервые привели к созданию вразумительной стратегии освоения региона, которая, с незначительными доработками, использовалась и в дальнейший, советский период и выдавалась за продукт советской мысли. Впервые была определена цель создания предприятий в Кузбассе (теперь регион можно называть так) – производство металлопроката для развития неосвоенных сибирских территорий, в частности, рельсов, мостовых пролетов, путевых скреплений, необходимых для продолжения строительства Транссиба (задача обеспечения металлом прокладки «Великого пути» не была выполнена). Для этого предполагалось: - возведение крупного металлургического предприятия в городе Кузнецк (Кузнецкого железоделательного и сталеплавильного завода), - обустройство крупного рудника в районе рек Кондома и Тельбес, - расширение существующей Кольчугинской угольной копи (Ленинск-Кузнецкий) для обеспечения будущего металлургического предприятия качественным коксом, - соединение будущего предприятия и Гурьевского завода с Кольчугинской копью, Тельбесским рудником и Транссибом. Все эти далеко идущие планы требовали столь гигантских вложений при столь «нулевой» ситуации, что и Дж. П. Морган, знаменитый промышленник, известный склонностью к авантюризму, которого инициативные группы пытались привлечь для финансирования, не заинтересовался ими. Между тем, все проекты долгосрочного развития Кузбасса сопровождались научными (в частности, геологическими изысканиями), что привело к открытию значительного числа месторождений каменного угля и железных руд (с содержанием железа в сырой руде до 60%), обоснованию трасс необходимых путей сообщения. Толчком к развитию послужила все же Транссибирская магистраль, прошедшая по северу Кузнецкого угольного бассейна и давшая старт изысканию месторождений угля для нужд железной дороги. Нехватка угля послужила поводом для открытия Судженских копей, которые попали в собственность предприимчивому столичному адвокату Льву Михельсону. Взвинчивание им цен на уголь привело к необходимости открытия (уже казной) Анжерских каменноугольных копей. Уголь (в незначительных количествах) добывали также на Кемеровском (с 1907), Бачатском, Кольчугинском, Крапивинском и Абашевском месторождениях. В эти годы появилась идея об усиленной разработке кузнецких угольных пластов для снабжения коксующимися углями предприятий Урала, которая позднее приведет к концепции Урало-Кузнецкого металлургического комбината. Крупные инвестиции пришли в регион лишь в 1912 году вместе с «Акционерным обществом Кузнецких каменноугольных копей». Группа отечественных и иностранных инвесторов, имеющая значительный объем финансовых ресурсов и связи в высших эшелонах власти Российской империи выкупила у казны права на разработку угольных и рудных месторождений, строительство железных дорог и Кузнецкого железоделательного и сталеплавильного завода. Правительство пошло навстречу новому обществу по причине начала бурного развития промышленного производства и экономики в европейской России (который, как известно, будет прерван Мировой войной), поскольку производство это остро нуждалось в коксе (ввозимом даже из Германии), а разрастающаяся сеть железных дорог, в качественных энергетических углях и металле. Если оценивать вклад концерна в развитие региона – он огромен (в советской литературе, внимание на этом не акцентировалось). Акционерным обществом был заложен весь тот фундамент, на котором, впоследствии, вырос Кузнецкстрой: - была осуществлена геологоразведка и составлена геологическая карта всего угольного бассейна, - определены запасы Салаирского и Тельбесского рудных и Кольчугинского, Бачатского, Ерунаковского, Абашевского, Калтанского, Мунгатского и Анжерского месторождений, - произведено техническое перевооружение Гурьевского завода (он должен был вырабатывать сталь, необходимую для постройки Кузнецкого завода), - был заложен (и на 85% построен) Кемеровский химический завод, - построены железнодорожные линии Юрга-Кольчугино и Топки-Кемерово, - осуществлена разведка для прокладки железнодорожных веток Кольчугино-Кузнецк, Кузнецк-Тельбес и Кузнецк-Барнаул, - модернизированы существующие угольные шахты Кемерова и Кольчугина и введены в строй новые, - осуществлены геологоразведочные работы у Осиновского улуса (Осинники), проектные работы и геологические изыскания для строительства Кузнецкого комбината. На все эти работы были истрачены миллионы имперских рублей, однако война, революции, гражданская война привели к мобилизации рабочих, невыполнению условий поставок, неполучению оговоренных правительством ссуд. Это повлекло сокращение, а впоследствии и остановку работ и производств. После установления советской власти все предприятия концерна были национализированы. Пример «Копикуза» не является чем-то из ряда вон выходящим. Это далеко не единственный случай, когда люди, вкладывающие средства в надежде не на сиюминутную выгоду, а на развитие и «длинные деньги», в нашей стране теряют все. Исходя из вышеперечисленных достижений общества (в основном – в годы Мировой войны), можно предполагать, что эффективная индустриализация была вполне возможна и в условиях рыночных отношений, без массового самопожертвования и использования принудительного труда.
Сергей Сергеевич Ерофеев, старший преподаватель кафедры ЭУП
|
|
|
© menedger-forum |