На вопросы вестника МФ отвечает выпускник кафедры ЭУП (ранее — кафедры экономики и организации металлургического производства) 1980 года, ныне декан факультета экономики и управления, профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Сибирского филиала Международного института экономики и права, кандидат экономических наук  Владимир Николаевич Горюнов.

 Уважаемый Владимир Николаевич! Когда МИЭП предполагает перейти на двухступенчатую систему образования «бакалавр-магистр»?

В России прямые обращения к документам  и идеям Болонского процесса произошли в начале XXI века, когда, по сути, уже были сформулированы основные принципы, создана система сотрудничества и механизмы контроля. Стимулом для такого обращения стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской. Для этого было необходимо создать условия и найти пути для  признания российских документов об образовании в европейских государствах.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, закрепляющей направления государственной политики в области образования, однако нет упоминания ни о Болонской декларации, ни о других документах Болонского процесса. Однако если сравнить текст Концепции с положениями, отраженными в документах Болонского процесса, то нетрудно заметить определенную схожесть между ними.

В рамках действия Закона «О высшем и послевузовском образовании» в ВУЗах России вводилась трехступенчатая система образования: бакалавр (не менее 4 лет) – специалист (не менее 5 лет) – магистр (не менее 6 лет). Согласно указанному закону соответствующие образовательные программы могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Фактически же на практике реализовывались две схемы. Первая предусматривала 5-летнее обучение в рамках подготовки дипломированного специалиста (традиционная). Вторая включала освоение 4-летней программы бакалавра с возможностью продолжения образования в специалитете (+ один год) или магистратуре (+ два года). Модель (четыре года «бакалавриат» + один год «специалитет»), закрепленная в настоящий момент в российском законодательстве об образовании, не вписывается в европейские каноны.

МИЭП с 1993 года реализует профессиональные образовательные программы в рамках бакалавриата (первая ступень высшего образования) и с 1997 года – в рамках специалитета (вторая ступень). С 2008 года МИЭП осуществляет профессиональную подготовку своих студентов через магистратуру (третья ступень).

 Каково Ваше мнение о вводимой образовательной системе?

Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года. В связи с этим меняется общественное отношение к Болонскому процессу в России, а обсуждение проблемы «Россия и Болонский процесс» приобретает новую окраску. Мы можем говорить о промежуточных итогах интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, динамики развития в этом направлении и перспективах участия России в Болонском процессе. Учитывая сложность происходящих изменений, следует не только принять решение об увеличении срока переходного периода на ближайшие три года, но и разработать для профильных ВУЗов особые условия. При этом жестко ограничивая возможности непрофильных вузов. Каждый должен заниматься своим делом.

Модернизация российского образования, по сути, реализует в настоящее время лишь одно из приоритетных направлений - это развитие современной системы непрерывного профессионального образования. И первой задачей являлось создание многоуровневой системы высшего образования: «бакалавриат-магистратура». В числе других приоритетных направлений модернизации образовательной системы РФ первостепенное значение имеет повышение качества профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности и модернизация финансово-экономического механизма в сфере образования.

Деятельность в этой сфере должна быть активизирована, в первую очередь, по следующим направлениям: интенсификация работы в области совершенствования содержания и структуры образования; экстенсивное развитие процесса, включение в него большого числа высших учебных заведений всех регионов.

Как именно будет осуществляться переход на систему «бакалавр-магистр» в вашем ВУЗе? Произойдет ли объединение одних специальностей и «урезание» других?

Фактически МИЭП реализует в своей образовательной деятельности многоуровневую систему, включая и линейку «бакалавр-магистр». Это никак не сказывается на количестве образовательных программ специальностей, поскольку их перечень определен Приложением № 2 к Свидетельству о государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04 мая 2007 года. Содержание образовательных программ определено государственным стандартом, а изменение их количества диктуется конъюнктурой рынка образовательных услуг.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования), предусматривает введение в Российской Федерации уровней высшего профессионального образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста (второй уровень). При этом в отличие от существующей практики, в рамках которой основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням, в законопроекте бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присуждается академическая степень «бакалавр» или «магистр», либо квалификация «дипломированный специалист». Лицензирование и государственную аккредитацию ВУЗов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.

Владимир Николаевич, потребует ли данная система изменения всей образовательной политики в институте, подготовки новых учебных программ, учебных планов и новых образовательных технологий?  Какие проблемы Вы видите в связи с внедрением системы «бакалавр-магистр»?

 Образовательное пространство в вузе перманентно находится в движении. Это требует постоянной коррекции образовательной политики, совершенствования учебных планов и рабочих программ. К числу уже реально действующих образовательных технологий в нашем институте можно отнести развитие форм дистантного образования (т.е. заочного, с помощью Интернета и филиалов головного вуза), в частности, проведение видеолекций и видеоконференций, использование электронных учебно-методических комплексов, проблемно-тематических курсов, блогов кафедр головного вуза и сайтов филиалов МИЭП для консалтинговых услуг и др.

Основными проблемами для многих вузов остаются вопросы трудоустройства и производственной (преддипломной) практики. Но это уже реальная конкурентная среда, поскольку из 6 миллионов российских студентов одна треть приходится на экономические специальности; 700 тыс. студентов получают юридическое образование. Да и количество самих ВУЗов и филиалов в России около  3 тысяч, тогда как в бывшем союзном государстве их было не более 600.

 Внедрение двухступенчатой подготовки специалистов в российской высшей школе началось как эксперимент в 1992 г., и по сравнению с некоторыми другими «странами Болонского процесса» Россия находится значительно ближе к ее полноценной реализации.

Одной из проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания на рынке труда квалификации бакалавра после 4-летнего обучения, чего до сих пор не происходит. Другая проблема связана с разработкой нового поколения государственных стандартов. В числе первоочередных задач: введение системы зачетных единиц («credit system»), разработка и внедрение Приложения к диплому (Diploma Supplement), создание системы аттестации и контроля качества обучения.

Вообще, модернизация российской профессиональной школы, в первую очередь, высшей, должна рассматриваться как адекватный ответ на вызовы реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательные пространства.

 Как двухуровневая система отразится на студентах и преподавателях вуза? Появится ли больше времени на самостоятельную работу? Если уменьшится число аудиторных занятий, как это повлияет на качество образования?

Прежде всего, это возможность для студентов в период обучения сделать осознанный выбор соответствующей основной образовательной программы. Кстати, МИЭП уже сегодня предоставляет возможность студентам получать образовательные услуги, параллельно осваивая вторую образовательную программу. И мы реально видим, что формат многоуровневой системы позволяет реализовать любые востребованные образовательные услуги. Специалисты в области психологии образования полагают, что знания передаются не только посредством того, о чем говорится, но и, в равной степени, посредством того, о чем умалчивается, т.е. переносится на различные формы самостоятельной работы, удельный вес которой постоянно растет. Тем более что на старших курсах студенты очной формы больше времени вынуждены уделять трудовой деятельности, семье, воспитанию детей. Отдельные студенты МИЭП имеют возможность одновременно получать образование в других вузах, выбирая различные формы обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная), в том числе и за рубежом.

Критерием выбора для абитуриентов – основная проблема – уже не является государственное или негосударственное высшее учебное заведение. Критерием является качество образовательного процесса, включая и соблюдение аккредитационных требований, особенно в части профессорско-преподавательского состава, и гибкие образовательные технологии, и  возможность реализации творческих амбиций.

 Согласно законопроекту о внедрении системы «бакалавр-магистр», чтобы продолжить учебу и перейти на вторую ступень высшего образования, бакалавру придется еще раз сдать вступительные экзамены - уже в магистратуру. Что из себя будут представлять экзамены?

Вход, как и выход, - свободный. И коммерческие вузы не устанавливают жестких барьеров при переходе на другую ступень образования. Право выбора остается за студентами, ведь они получают образование для себя и сами формируют свой интеллектуальный капитал. Вуз должен научить студентов «добывать» знания посредством различных инструментов, но делают они это самостоятельно. Вступительные испытания, даже если они и установлены, должны предусматривать возможность профессиональной ориентации самих студентов и отбора наиболее креативных. Сегодня наш институт через такие структуры как Управление дополнительного образования, Ассоциация выпускников Сибирского филиала МИЭП предоставляет своим студентам возможность получить профессиональную переподготовку и повышение квалификации, используя соответствующие финансово-экономические инструменты. И полученные знания у них никто не отнимет, - это их конкурентное преимущество на рынке труда и в профессиональной деятельности.

Владимир Николаевич, как Вы считаете, будет ли данная система обеспечивать конкурентоспособность выпускников на международном рынке?

Диплом Международного института экономики и права в силу своего статуса уже дает определенные преференции выпускникам. В таких странах как Бельгия, Англия, Германия, Чехия и др., где учатся и работают наши выпускники, уже реально они имеют конкурентные преимущества. Так, три года назад выпускнице юридического факультета нашего института в обмен на диплом МИЭП был выдан диплом Пражского университета по специальности юриспруденция со специализацией «юриспруденция в России».

Надо серьезно заниматься международным сотрудничеством, договариваться с европейцами о двойных дипломах, участвовать в Международно-правовой программе в Женеве. Ведущие юридические вузы страны, например, создали своеобразный элитный клуб, чтобы поддержать высокое качество юридического образования и выйти на новый уровень международного сотрудничества.

А статус нашего института позволяет реализовать самые различные направления: проведение международных научных конференций, открытие филиалов за рубежом, обмен делегациями, студентами, проведение стажировок, научных олимпиад, обмен научной  и учебной литературой.

Цель – поддержание высокого качественного уровня нашего экономического и юридического образования и выход на новый уровень международного сотрудничества.

Владимир Николаевич, благодарим Вас за интервью!

© menedger-forum

Создать бесплатный сайт с uCoz